Тема: Каковы последствия от введения акцизов на газировку?
Поможет ли введение акцизов на газированные напитки увеличить сборы в федеральный бюджет или поспособствует росту количества контрафактной продукции? Приведет ли этот налог к сокращению производства и рабочих мест в пищевой отрасли? Эти вопросы мы задали участникам рынка и экспертам.
В поисках денег
В условиях сокращения экспортных доходов, российское правительство озабочено пополнением государственной казны и ищет для этого новые источники налогообложения. На прошлой неделе Минфин России выступил с инициативой обложить налогом куплю-продажу валюты через брокеров, в апреле был увеличен налоговый сбор на бензин, а возможность введения акциза на сладкие газированные напитки и пальмовое масло в финансовом ведомстве обсуждают уже не первый месяц.
На данный момент в поисках дополнительного пополнения бюджета власти пытаются увеличить налоговое бремя на производителей, которые и без того переживают период спада из-за уменьшения спроса на продукцию.
Неоднозначные результаты
Опыт введения акцизов в нашей стране не всегда способствует улучшению экономической ситуации, приводя к обратному эффекту. Ужесточение налоговой политики уже привело к внеплановому повышению госакцизов на топливо с 1 апреля 2016 года – в среднем на 2 рубля. Как ожидалось, эта мера должна была позволить не только увеличить отчисления в государственную казну, но и пополнить дорожные фонды регионов. Как показывает практика, розничная цена на бензин может подняться на 4-5 рублей.
О негативных экономических последствиях введения акциза в марте 2016 года также заявлял уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов. В официальном письме Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву он указал, что «производство безалкогольных напитков является низкомаржинальным и в настоящее время из-за кризиса большинство предприятий отрасли работает на грани или ниже уровня рентабельности, а введение дополнительной налоговой нагрузки обусловит соответствующий рост цен и, как следствие, дальнейшее сокращение рынка и закрытие целого ряда предприятий».
Битва за здоровье нации и экономики
Вопрос о борьбе за здоровье нации с помощью повышения акцизов на продукты питания также остается дискуссионным. Международный опыт показывает малую эффективность подобной запретительной политики. Так, несмотря на действующий с 1993 года акциз на сладкую газировку в штате Арканзас (США), количество людей с избыточным весом увеличилось там за неполные 10 лет в два раза, с 17% в 1993 года до 34,5% в 2012 года, значительно превысив средние по стране показатели.
Отрегулировать пищевые привычки человека искусственно – невозможно, ведь речь идет об индивидуальном выборе потребителя. Поэтому вопрос оздоровления нации вряд ли можно решить введением акцизов на определенные группы пищевых товаров.
Реакция бизнес-сообщества
Многие эксперты приходят к выводу, что введение акциза не поможет залатать возникшие бюджетные дыры, но будет играть на руку производителям контрафакта.
Так официальный представитель «Адыгейский пивобезалкогольный завод «АСБИР» не сомневается, что после введения акцизов «недобросовестные производители могут использовать более дешевые ингредиенты, чтобы остаться в игре».
К возможному введению акцизов не остались равнодушными и мировые компании, функционирующие на территории России и глубоко интегрированные в российскую экономику.
Так, например, президент Coca-Cola в России, Украине и Белоруссии Зоран Вучинич в своем выступлении на международной конференции «ИнвестРос» отметил: «На сегодняшний день суммарные инвестиции Coca-Cola Россия в экономику страны составляют около 4 млрд долларов. Кроме того, компания управляет 12 заводами по производству напитков и соков по всей России и обеспечивает рабочими местами более 10 тыс. человек, предоставляя также 60 тыс. рабочих мест в смежных областях. Мы заинтересованы и в дальнейшем развитии бизнеса на территории России». Также в ходе выступления Зоран Вучинич подчеркнул важность создания благоприятного инвестклимата и необходимость поддержки стабильной среды с точки зрения политики налогообложения, особенно в период кризиса.
Многие зарубежные компании, развивающиеся в российской бизнес-среде, научились быстро приспосабливаться к коммерческим рискам, однако по-прежнему испытывают трудности из-за непредсказуемости регулятивных мер, некоторые из которых подрывают заинтересованность в долгосрочных вложениях со стороны иностранных инвесторов. Если акциз все-таки будет введен, это может привести к негативным последствиям, ведь речь идет не только о росте цен на конечную продукцию, но и о возможном падении производства, закрытии предприятий, и, как следствие, – о сокращении поступлений в бюджет НДС, налога на прибыль, НДФЛ и других косвенных платежей.
Что перевесит при принятии окончательного решения по введению акциза - экспертные мнения и опасения производителей или желание получить краткосрочную прибыль в бюджет? «Рамблер.Финансы» продолжают следить за развитием событий.
Источник: [w]http://finance.rambler.ru/news/2016-05-25/sladkii-aktsiz-chego-ozhidat-ot-naloga/[/w]
Средство массовой информации, располагающее обширной PR-базой, возможностями создания информационных материалов любой сложности - интервью, статей, новостей, сюжетов.