Тема: В России временно отложен вопрос о введении акциза на газировку
Министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что российские власти не собираются вводить акциз на сахаросодержащие напитки. Правда, заместитель руководителя министерства финансов Илья Трунин пояснил, что вопрос о введении акциза на сладкую газировку вовсе не снят с повестки дня, а лишь временно отложен. Министерство здравоохранения все еще прорабатывает различные подходы к дополнительному налогообложению этой группы продуктов.
Официальный представитель Минфина подтвердил, что в проект трехлетнего бюджета введение акциза на сладкие напитки не закладывается. Одной из причин отказа от подобной меры стало то, что он может негативно повлиять на отрасль в целом. Об этом ранее предупреждал президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Дмитрий Петров. По его словам, продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям из-за кризиса уже сократились за год на 10–15% в натуральном выражении, а в регионах банкротятся небольшие предприятия. Подорожание сладких безалкогольных напитков на 1% ведет к падению их продаж на 1,5%.
Схожую точку зрения озвучивали и другие эксперты. Например, гендиректор ООО "Айсберг" Александр Саксонов обратил внимание на то, что за последние два года продажи безалкогольных напитков уже сократились на 30%, а после введения пятирублевого акциза могут сократиться еще на 60–70%.
Свои доводы о губительных последствиях от введения акцизов на сладкие газированные напитки привел и уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов в официальном письме к председателю правительства Дмитрию Медведеву.
"Непосредственно в индустрии производства безалкогольных напитков в России задействовано более 100 тысяч человек, при этом одно рабочее место в отрасли дополнительно создает от 7 до 10 рабочих мест в отраслях смежных. В этой связи сокращение производственной деятельности и закрытие предприятий может привести к существенной ликвидации рабочих мест", — подчеркнул Борис Титов.
Не стоит забывать, что введение дополнительных налогов негативно отражается на инвестиционном климате, что также может нанести удар по бюджету страны. Крупные международные компании могут обратить свое внимание на финансирование других стран с более предсказуемой системой налогообложения.
Например, суммарные инвестиции одного из крупных производителей "Coca Cola Россия" в развитие экономики России превысили 4 миллиарда долларов. Продукция компании выпускается на российских заводах, где работают около 10 тысяч человек. При этом они обеспечивают дополнительно 60 тысяч рабочих мест в смежных областях.
Несмотря на все вышеперечисленные последствия, некоторые чиновники продолжают рассматривать возможность введения акциза на газировку. Официальный представитель Минздрава Олег Салагай сообщил, что, по мнению главы министерства Вероники Скворцовой, введение налога на сладкие напитки показало себя как эффективное экономическое средство для снижения распространенности ожирения и заболеваемости диабетом, особенно у детей.
Мировой опыт, кстати, не столь однозначен. В США подобный акциз действует в двух штатах — в Западной Вирджинии с 1951 года и в Арканзасе с 1992 года. Но это никак не снизило число страдающих от избыточного веса: Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по доле населения с ожирением (34,5%), а Арканзас — четвертое (33,8%). Причем в Арканзасе этот показатель с 1992 года увеличился с 17%, значительно превысив темпы роста ожирения по всей Америке.
В исследовании, опубликованном Союзом налогоплательщиков Новой Зеландии, отмечается, что газированные напитки составляют лишь 1,6% от всего объема калорий, потребляемых ежедневно среднестатистическим гражданином. Соответственно, введение акциза не повлияет на количество потребляемых среднестатистическим человеком калорий в сутки.
Британский Институт экономических исследований опубликовал отчет, в котором приводятся обоснования о неэффективности и нерациональности введения налога на сахар. В Великобритании на долю сладких напитков приходится 3% суточного потребления калорий, а основными потребителями являются молодые люди в возрасте 11–18 лет, которые наименее подвержены риску ожирения.
В отчете упоминается пример Мексики, где десятипроцентный налог на сладкие напитки привел к уменьшению среднесуточного потребления напитков на 36 миллилитров на человека. По словам профессора нутрицевтики и диетологии Тома Сандерса, это эквивалентно 16 килокалориям, "капле в калорийном океане". Поскольку свободных средств у населения на покупку сладких напитков в западных странах значительно больше, чем в Мексике, маловероятно, что налог на прохладительные напитки в Великобритании приведет к падению продаж, которое заметно повлияет на количество потребляемых калорий.
Напомним, что идею введения акцизов на сладкие газированные напитки еще в 2013 году не поддержал и президент России Владимир Путин.
"Это граждане должны сами определить, полезно это или не полезно, хочет он пить или нет, покупать детям "Кока-колу" или нет", — отметил тогда он.
Для улучшения показателей здоровья нации необходимо начать с просветительской деятельности, популяризации спорта и здорового питания. Как один из инструментов необходимо рассмотреть введение специальной маркировки на продуктах питания, где при помощи цвета будут выделены вещества, входящие в состав, и их содержание в процентах. В зависимости от количества присутствия в продукте, они обозначены красным (высокий уровень), оранжевым (средний уровень) и зеленым (низкий уровень).
За введение системы маркировки "светофор" с применением цветовой гаммы выступает и профессор МГУ, глава правления НИЦ "Здоровое питание" Олег Медведев. "Можно будет быстрее и проще увидеть, что продукт содержит повышенный процент трансжиров или много сахара. Красный цвет также привлечет внимание тех, кто обычно не склонен внимательно читать информацию о составе", — уверен профессор.
Эксперты считают, что вопреки ожиданиям чиновников, введение дополнительного налога не повлияет на количество потребляемых россиянами калорий, а значит и не отразится на здоровье населения в целом. Зато такой акциз может привести к закрытию предприятий, сокращению рабочих мест и, как следствие, к уменьшению потока средств в бюджет.
[w=http://www.vesti.ru/doc.html?id=2812819]http://www.vesti.ru/doc.html?id=2812819[/w]
Средство массовой информации, располагающее обширной PR-базой, возможностями создания информационных материалов любой сложности - интервью, статей, новостей, сюжетов.